Изменение ВРИ земельного участка
Процедура изменения вида разрешенного использования (далее – ВРИ) становится на сегодняшний день многосложной, энергозатратной и при этом актуальной для большинства граждан.
Для начала обозначим палитру терминов, используемых в современной нормативной базе, регламентирующей данные действия. К таким относят:
- Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – документ, в котором отображены градостроительные регламенты, позволяющие четко определить допустимые нормы и возможные варианты использования конкретных земель в рамках одной градостроительной зоны. Они представлены на официальных сайтах местных Администраций, а также федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП)
- Градостроительные (территориальные) зоны в свою очередь – это виртуально (графически) обозначенные территории на специальной карте, предполагаемые к использованию или используемые в рамках одной «тематики», т.е. производственные, культурно-развлекательные, жилые и иные зоны, перечень которых определен Градостроительным кодексом РФ
- Вид разрешенного использования – конкретизированная формулировка возможного использования земельного участка, которая отражает прямое (единственное по смыслу) назначение объекта права.
- Классификатор видов разрешённого использования земельных участков (ВРИ – 2019)
Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории земельные участки физических и юридических лиц и те, что относятся к муниципальной или государственной собственности. За смысл настоящего деления отвечает ст.35 Градостроиельного Кодекса РФ:
- территориальные жилые зоны: включают участки под застройку индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки, среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами
- территориальные общественно-деловые зоны объединяют участки, предназначенные под строительство объектов недвижимости делового, общественного, административного, научного и торгового назначения и т.д.
- территориальные производственные зоны состоят из участков под промышленные, складские объекты различных классов санитарной опасности.
Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте. Он конкретизирует правила застройки участков внутри каждой территориальной зоны. При этом всегда действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:
- в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
- в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия – решения о режиме их содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия
- в границах территорий общего пользования
- занятые линейными объектами
- предоставленные для добычи полезных ископаемых
Изменение вида разрешённого использования всех перечисленных территорий и участков запрещено.
По заявлениям об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:
- в водоохраной, прибрежной полосе
- в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия
- в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
- в охранной зоне объектов культурного наследия
Что мы советуем?
Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территориальные зоны, в т.ч. с особыми режимами использования территорий (ЗОУИТ) можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) либо на Публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра путем подключения интересующих слоев с указанием зон на интерактивном поле карты.
ВРИ участка можно изменять только в пределах тех вариантов, что установлены для территориальной зоны, к которой относится земельный участок . Нужно выбрать из них тот, что подходит под будущую цель. При этом обязательно нужно брать во внимание действующее градостроительное законодательство выделяет следующие виды разрешенного использования: основные виды использования, условно разрешенные и вспомогательные. Вспомогательные виды разрешенного использования возможны только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Строить тоже можно не все и не всегда. В утвержденных ПЗЗ всегда будут отражены варианты объектов, которые возможно расположить на земельном участке с учетом существующего, планируемого или выбранного с целью изменения ВРИ.
В целом схема по изменению ВРИ выглядит именно так:
Возможна ситуация, когда владелец решает сменить основной ВРИ на условно разрешенный. Для получения соответствующего разрешения, от владельца требуется документальное обоснование необходимости проведения такой смены. В данном случае законодательством предполагается процедура проведения публичных слушаний вопроса, чтобы органы местного самоуправления имели возможность выдать обоснованное разрешение или мотивированный отказ, которые учитывают мнение и интересы землепользователей смежных площадей. Хотя существует вероятность того, что владелец участка не получит ожидаемого разрешения, так как законодательством установлено право (а не обязанность) его выдачи.
Важно!
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет га установление градрегламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также изменения ВРИ таких земельных участков, предусмотренного п.3. ч.1. ст.4 ФЗ от 29.12.2004 №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса». На сегодняшний день данная «константа» является камнем преткновения во многих земельных вопросах.
Однако, с юридической точки зрения, все же есть возможность «уйти от ситуации в светлое будущее», но только с соблюдением ряда факторов и условий.
Поговорим о них подробнее в этой статье .
Комментариев нет